Настройка фаз ГРМ на 16-ти клапанном двигателе с использованием логов по расходу воздуха

08.04.2013

     Методика сводится к тому, чтобы поворотами валов относительно ВМТ найти максимальное потребление мотором воздуха в нужном диапазоне. Для начала будем искать просто максимальный воздух, увеличивая или уменьшая перекрытие. Затем, найдя, будем смещать его по оборотам, двигая валы вперед - назад одновременно. Для черновой работы лучше делать это по 0,5 зуба шкива распредвала, но для большей точности в конце настройки можно "откатать" по 0,25 зуба.

     Итак, имеем свежесобранный мотор 1,6 16V с замененными валами и установленным «длинным» пауком УСА и дальнейшем выпуске на внутренней трубе 51 мм.

Для самого начала выставляем валы в штатные метки. Для гурманов попробуйте выставить их в ЛЮБОЕ равнозначное перекрытие, т.е. когда впускной и выпускной клапана открыты одинаково. Дальше заливаем в блок прошивку с более-менее нормальным ХХ, заранее повышенным, т.к. иногда будет такая установка валов, на котором ХХ практически не будет держаться. Так что лучше поставить 1300-1500. Не жадничайте. Отсечку стоит тоже передвинуть чуть - чуть дальше предполагаемой максимальной границы.

Дальнейшая методика простая. Ищем максимальный воздух который зависит от перекрытия. Трогаемся на первой, и сразу включаем вторую, давим тапку в пол и разгоняемся до отсечки. Останавливаемся, скидываем лог разгона. Сдвигаем валы на пол зуба друг к другу, как бы уменьшая подъем в перекрытие. Т.е. теперь Выпуск +0,5 зуба, Впуск -0,5 зуба. Отмечаем заметно выровнявшийся ХХ!

Опять разгоняемся с тапкой в полу. Останавливаемся, скидываем лог. Раздвигаем валы на пол зуба от нуля: Выпуск -0,5 зуба. Впуск +0,5 зуба. Заводимся, дивимся хреновому ХХ и радуемся что поставили его побольше. Разгоняемся, скидываем.

Дальше начинается интеллектуальная работа. Загоняем логи в Эксель, и рассматриваем только те строчки, которые выкатаны с дросселем больше чем 90%. Строим графики Наполнения (GBC) и Массового расхода воздуха (AIR) от оборотов. Должно получиться что-то наподобие вот такого:


Как мы видим, график воздуха, когда валы были раздвинуты, т.е. был увеличен подъем в перекрытии, самый большой. По хорошему, надо было еще сделать замер, когда валы были бы раздвинуты еще больше на 1 зуб или на 0,75 зуба каждый, но человек, чей мотор отстраивался высказал пожелание оставить так как есть из-за уже неустойчивого ХХ на 1100. Большее раздвигание только бы усугубило положение с ХХ.

Таким образом мы нашли максимальный воздух, при более менее нормальном ХХ. Дальше надо было подвигать моментную полку взад-вперед по оборотам, а для этого надо двигать валы одновременно вперед для смещения на низа и назад для смещения на верха. Двигать естественно от лучшего найденного положения.

Что мы и сделали и получили вот такие графики:



Как видим, при сдвигании валов вперед, те на низы, получили небольшой прирост момента снизу, и потерю сверху. Учитывая что у человека главная передача 4,3 то для него такой выигрыш не является существенным и этот вариант был отброшен. Вариант с настройкой на верха - сдвиг шестерней назад дал прирост воздуха сверху, но при этом СИЛЬНО проиграв в низу, да и наблюдатели присутствующие в машине, согласились, что разгонялась она непомерно долго до 5500 оборотов, что тоже было неприемлемо. Поэтому было решено оставить вариант с разведенными валами на -0,5 выпуск и + 0,5 впуск.

Опять таки, по хорошему, надо было выкатать еще смещение валов относительно максимума на +- 0,25 зуба, но было решено закончить эксперименты и окончательным остался вариант с развалом валов на 0,5 зуба от штатных меток, который позволил держать приемлемый ХХ на уровне 1100 оборотов.

Собственно говоря, так настраиваются любые моторы с любыми валами. В том числе и 8в, с одной лишь разницей, что там мы ограничены только вращением его в +- и не можем повлиять на перекрытие.

Успехов в настройке!

 

© Andy Frost